Триптих Иеронима Босха «Искушение Святого Антония» изобилует двусмысленностями, суть которых- приманка для введения в соблазн. При погружении в картину поражает количество иллюзорно-провокационных сцен - святой взаимодействует с искаженной реальностью, оставаясь сильным в своей вере, не поддаваясь соблазну принять ложное за истинное. Предметы и события, на первый взгляд считающиеся канонически простыми и понятными, у Босха приобретают второй смысл. Месса превращается в кощунственное действие, вознесение на небо в акт сатанинского насилия, олень- в христианстве символ верности души- участвует в бесовском религиозном шествии. И хотя пространство и сущности вокруг Св.Антония постоянно претерпевают какую-то дьявольскую меторфозу искушая и истязая его, он остается предан своим убеждениям. Формула идеи картины для меня сложилась так-это линия движения, вектор, и вращение пространства вокруг нее. Изменяющегося, рождающего двойные смыслы и образы, метаморфизирующего пространства и целеустресленного и бескомпромиссного стремления.
Перформативная инсталляция «Трансфигурация» представляет собой два управляемых белых объекта автономно плывущих по реке, находящихся в постоянном изменении положения друг относительно друга и траектории, которую задает перформер, двигающийся по воде стоя на крошечном плоту. Цвет и форма обьектов, постоянное изменение структуры инсталляции, взаимодействие с гребцом, музыкальная композиция и спецэффекты складываются в серию пространственно-звуковых картин, изменяющих смысловые и образные качества объекта. Белый в христианской мифологии- цвет ангелический, цвет святости, чистоты и духовности. Первое , что хочется сказать, когда мы видим объект- «крылья», «луна». Первый пласт визуального восприятия входит в противоречие с формой объектов- резкий обтянутый край, агрессивный силуэт внутреннего радиуса, вызывает ассоциации более негативного смысла. «Крыло демона», « летучей мыши», «падшего ангела». Объекты двигаются по реке, сближаясь и отдаляясь друг от друга, образуя челюсти, смыкающиеся вокруг фигурки гребца или создавая иллюзию крыл. Изменяют углы и расстояния, складывают все новые композиции, меняют смыслы и наполнение пространства. Неизменным остается только одно-линия движения одинокого гребца, вокруг которой и происходит действие.
"ТРАНСФИГУРАЦИЯ"
Перформативная кинетическая плавающая инсталляция 18х18х3 м, Нидерланды, Хертогенбосх,Bosch Parade, 2022г.
Автор- режиссер и художник Алена Коган
продюсер Ivana Steinigkh, техдиректор Даниил Литвинов, перформеры, певцы-волонтеры фестиваля Босх Парад.